Друзья, на следующей неделе в Консерватории пройдёт фестиваль современной музыки «Московский форум». Да, я член оргкомитета, и да, это рекламный пост – но даже для пресыщенной Москвы это взаправду уникальный фестиваль. Потому что он даёт панораму мировых тенденций новой музыки сегодня. В Москве становится всё больше совр.музыки, много классных фестивалей, на которые я рад приходить как слушатель, у каждого из них есть свой уклон и кураторский рисунок (как, например, на моём любимом "Другом пространстве"). Но, по правде говоря, «Московский форум» - единственный фест, существующий в постоянном диалоге с совр.искусством в целом и чья афиша максимально коррелирует с ведущими международными фестивалями именно новейшей авангардной музыки. Панорама, о которой я пишу, – это 27 премьер из 11 стран: Японии и Румынии, Швеции и Португалии, США и Венгрии, Франции, Швейцарии, Австрии, Германии и конечно из России. Это композиторы всех поколений – от самобытного 2-курсника Павла Полякова (который уже сделал себе биографию: был отчислен и затем повторно поступил на композицию) и до Хельмута Лахенмана с переворачивающей представления о «верности мэтров своему стилю» пьесой о сакуре (впервые слушая, я поначалу не поверил, что это написал он!). «Звуковой видеоарт» Елизаветы Згирской и «инструментальная сценография» Кристофа Лебретона, видео Тьерри де Мея и свето-танцевальная композиция Анны Терезы Де Кеерсмакер с рок-техно-авангардом Фаусто Ромителли, внедисциплинарный перформанс от молодой арт-группы группы WaldGang и перформативно-звуковой лабиринт, выстроенный из 23-х сонорных элементов для танцора, управляющего музыкой; из исторического – пьеса Мауро Ланца о первой хакерской атаке 1987 года и оммаж последним годам жизни Якоба Ленца в Москве от Рольфа Рима. Препарированный дисклавир – и много, много, очень много электроники (что тоже отражает мировые тенденции). Впервые за 10 лет на «Форуме» прозвучит сочинение моего отца, который является худруком фестиваля – интерактивная пьеса Last Sunset, в диалоге с космической аудиодорожкой NASA и неожиданно немного а ля new age music. . XVII Фестиваль «Московский форум» мыслит себя не просто как набор пьес и концертов. Мы думаем, что Москве сегодня это не нужно в еще больших количествах. Все 5 программ феста не просто тематические – а проблемно-сфокусированные, что является нормой для арт-мира, но редкостью для музыкального контекста. Фестиваль в этом году называется «Призрак будущего», а конструировать его образ мы попробуем в пяти вечерах: Futuro // Logos Eco // Logos Cosmo // Logos Socio // Logos Techno // Logos Структура каждого вечера: 1 и 3 отделения = тематическая музыкальная программа, 2 = часовая дискуссия прямо на сцене. Мы исходим из того, что подлинная междисциплинарность начинается не с того, что художник выбирает первого или второго попавшегося композитора и они по-быстрому готовят что-то к дедлайну – но с подробных многачасовых разговоров; где даже не истина нащупывается – а зоны продуктивного трения. Именно с заделом на такой междисциплинарный диалог «вдолгую» выстроены наши дискуссии: каждый вечер в разговоре с музыкантами примут участие гости-художники и исследователи, в том числе Евгений Асс, Дмитрий Гутов, Andrey Smirnov и Александра Першеева. А в дневной образовательной программе (студенты ВУЗов, еще не поздно подать заявку!) в рамках такого диалога помимо музыкантов разных профессий (композитор, исполнитель, оперный режиссер, музыковед, критик, куратор) выступят галерист, специалист по дебатам, исследователь sonic fiction и др. . ПРЕССА Друзья, подавляющее число хороших музыкантов плохо понимают в пиаре (мы, надеюсь, достаточно хорошие музыканты – и мы в этом правиле точно не исключение). Подавляющее число хороших пиарщиков не очень разбираются в музыке. Надеюсь, когда-то эта ситуация изменится (в том числе благодаря «Кураторству муз.проектов» в Шанинке), но пока это так. Объективно, у подобного музыкального фестиваля в России пока сложно себе представить достаточный бюджет и человеческие ресурсы для массированной рекламы. Не скрываем; их нет и у нас. Но я не могу принять и смириться с той ситуацией, что даже осознавая это, почти вся культурная пресса, всё равно отписывает или не отписывает событие в зависимости от того, есть у того названивающие пиарщики или нет)) По-хорошему это не должно вообще являться критерием, а для значительной части медиа является критерием чуть ли не основным. Честно говоря, определённый «слом» в общении с прессой у меня произошел, когда очень известный критик сказал мне «Ой, Влад, Жоржа Апергиса Золотой лев Венеции, Авиньон, Берлинская опера и десятки.др. я не включил в рекомендации потому, что не загуглил его имя. А он известный, да?». Но я всё же не теряю надежду – и прошу у коллег по прессе, нет, не дружеской помощи в освещении проекта, к которому я имею не последнее отношение. А как потребитель прошу освещения и внимания к тому фестивалю, который мыслит музыку как часть культурного контекста, а Россию как часть большого и интересного мира. И чьими аналогами по разнообразию и статусности имён (в своих сферах) являются Territory, NET (New European Theatre) или The Ural Industrial Biennial ... и, конечно, питерский reMusik.org (о котором тоже мало пишут просто потому, что то музыка). Я тэгну в комментах и отправлю этот пост в личку некоторым критикам, и… будь что будет. . ПРОХОДКИ Друзья знают, что обычно я стараюсь делать входные на концерты «Студии новой музыки». В дни фестиваля, да еще с 50% рассадки, это сложнее. Поэтому кто может – купите билеты; но если совсем сложно – пишите, будем думать; главное – приходите) Ведь как когда-то блестяще сказал Сергей Невский, «Московский форум» – это фестиваль, от которого можно ожидать чего угодно». Идеальная формулировка, которую я теперь часто цитирую:) Ссылка на фестиваль и на дневную образовательную программу: Мосфорумфест.ру Спасибо, кто дочитал; и мы с коллегами будем рады всех видеть)