Завершили цикл дискуссий "Круг внимания" в МАМТе. Вроде небольшой - три встречи - но для меня это был очень интересный челлендж на полгода. Идея цикла была в том, чтобы отойти от распространённого формата быстрых и несколько формальных паблик-токов, а попытаться поговорить не спеша и собственно внимательно. Поэтому все беседы длились от 2 до 3,5 часов (хотя даже последнего, как показала практика, не всегда хватало).
В качестве тем мы брали значимые современные феномены, которые не так уж часто становились предметом междисциплинарных дискуссий:
- само Внимание; как за него борются и как его изучают (оно эквивалент всего в современной "экономике внимания"; оно же - среди краеугольных камней Системы Станиславского);
- ближе к театру: форматы оперных лабораторий глазами их режиссёров и кураторов (лабораторий сейчас великое множество, но в отличие от драмы и постдрамы оперные лаборатории как явление пока почти нигде не обсуждались)
- ближе к теме нынешнего сезона: Достоевский и влияние его идей на современную культуру (разговор был больше о современности и скорее "на полях" юбилейного года Ф.М.).
Гостями дискуссий стали в основном университетские спикеры - из Консерватории, Гнесинки, Шанинки, ВШЭ, МГУ, РГГУ, Института философии РАН. Люди из той среды, представителей которой, как кажется, в целом не хватает в публичном пространстве (и особенно это касается музыковедов - например, выступавшую сегодня Ларису Гервер и вовсе не увидеть на паблик-токах, и очень зря, как могли убедиться сегодняшние зрители).
**
Цикл был приурочен к одноименной режиссёрской лаборатории "Круг внимания", которая по сути разрабатывает новый формат театрального вечера - погружение в мир одного писателя, но не одного произведения.
Современный театр уже давно распробовал самые разные границы - но вот размывание границ между единым спектаклем и автономными сценами вещь довольно любопытная.
В результате поставленный целиком на основе традиционных опер "Достоевский. Дневник сострадания" приближается к лучшим современным либретто, многоэлементным, где смысловое единство топосов и модусов важнее формальной цельности литературного сюжета.
В общем, на премьеру приходите)